?

Log in

 
 
01 March 2013 @ 01:39 am
Уроки Армянского или Заметка Русским Друзьям  
Оригинал взят у bsw_am в Уроки Армянского или Заметка Русским Друзьям
Еще один Армянин и Мужчина  с Большой буквы...с мыслями которого я совершенно согласна, по всем вопросам...

***
Уроки армянского





Эта заметка является комментарием к одному эпизоду, произошедшему 25 февраля в Ереване на пресс-конференции Раффи Ованнисяна, оспаривающего вместе с сотнями тысяч сограждан официально оглашенные результаты только что разыгранного фарса, под названием “президентские выборы”. Выступая перед журналистами, он вынужден был едва ли не оправдываться в недостаточном знании русского языка, которое, насколько мне известно, не является обязательным условием для политической деятельности ни в одной стране мира, кроме самой России. Впрочем, он достойно разобрался в этом эпизоде и не мне, кинорежиссеру и сценаристу, выступать в роли адвоката для него, профессионального юриста. Но эта заметка адресована не ему, а Вам, мои русские друзья, и
пишу я эти строки по-русски именно потому, что в числе миллионов беженцев, разбросанных по миру Геноцидом армян1915 года, Раффи родился в семье, добравшейся из сожженного турками Вана до США, а я - в семье, спасавшейся из разоренного Карса в армянских кварталах Тифлиса. Вот почему его первым языком стал английский, а моим – русский. Если это наследие трагической истории нашего народа, ставшее обстоятельством личной биографии Раффи и миллионов других армян, кажется кому-то в России “клеймом чужака”, то я, как специалист русского языка и литературы с 30-летним стажем, вынужден напомнить ироничное замечание одного из моих великих учителей, Ю.М.Лотмана: “Русский народ восстал против Наполеона, потому что француз не может быть русским царем. Русским царем может быть только немец...”

Ну, а если всерьез, то нашим двум народам, духовно породнившимся со дня крещения Киевской Руси, когда армянин - император Византии Василий, хоть и не сразу, но все же посватал свою дочь Анну за князя Владимира, приняв тем самым русичей в лоно христианской Европы, пора бы уже на второй тысяче лет общей истории выработать взаимоотношения, довлеющие общим ценностям столь давних знакомых, столь недальних соседей и столь близких родственников. На этом месте тысячи моих соотечественников и пара десятков сведующих русских ученых начали бы перечислять неизбежный и нескончаемый список россиян армянского происхождения, пером и шпагой прославивших Россию – от генералиссимуса Суворова до философа Павла Флоренского и от поэта Велемира Хлебникова до братьев Орбели. Но я не хочу говорить о далеком прошлом. Поговорим о будущем, которое стремительно наступает и уже оказывается настоящим.

То, что происходит в Армении сегодня – это настоящее, с жестокой искусственностью задержанное в развитии лет на десять. Ведь “на самом деле”, как принято сейчас говорить в России, Раффи Ованнисян должен был бы стать третьим президентом Армении еще в 2003 году, после взлета и падения пришедшего на волне демократического движения Тер-Петросяна и почти неизбежно сменившего того на волне карабахской победы Кочаряна. Если первые двoe воплотили и исчерпали собою два мощных ресурса армянского общества – политизированность народа и его военную мобилизованность, то в третьем президенте должен был синтезироваться третий и наиважнейший ресурс современного армянства – соединение Родины и Диаспоры. И Раффи Ованнисян был и остается наилучшим символом этого соединения. Я вовсе не являюсь его ярым сторонником, более того, я вообще бойкотировал прошедшие в виде фарса “выборы”. Но Раффи, американский армянин, вернувшийся на Родину, должен был рано или поздно завершить собою политический, экономический и социально-психологический процесс постсоветской инициации Армении, неизбежной, но трагически затянувшейся и оборвавшейся в “нулевое” десятилетие 2000-х, которое прошло мимо нас, не обогатив, а лишь обокрав и страну, и народ наш, да и остальной мир политическим, экономическим, культурным бесплодием, столь не свойственным армянам.

В этом смысле XXI век в Армении все еще не наступил, вернее, он наступает именно сейчас, в муках родин, которые кому-то сослепу кажутся “оранжевой” революцией. Нравится это кому-то или нет, но не секретарь провинциального горкома комсомола Серж Саркисян, со всем его разнопартийным, военным-тыловым, КГБ-шно-МВД-шным прошлым, а Раффи Ованнисян, всего год продержавшийся на госслужбе в ранге первого главы МИД Армении и успевший поднять национальный флаг перед зданием ООН, улыбчивый и здоровающийся со всеми встречными Раффи нужен сейчас Армении для долгожданного входа в XXI век. Именно так мы откроем свою Родину для возвращения сотням тысяч армян из Сирии и Ирака, из Европы и обеих Америк, из России и Украины, где они спасались сначала от турецкого ятагана, потом от развала СССР, а в последние полтора десятилетия – от попыток и пыток здешних властей сохранить в Армении этакий заповедник военно-партийной диктатуры кучки олигархов над собственным народом.

Мы понимаем, что сегодняшняя, разодранная социальным неравенством, несправедливостью, нищетой, безверием и коррупцией Армения удобна и выгодна многим вокруг на Востоке, Западе, Севере и Юге. Но только не нам. И потому одним из уроков нынешней армянской революции стал скандал, вызванный протестом студентов на пресс-конференции западных наблюдателей, снисходительно оценивших выборный фарс как “еще один шаг к демократии”. Армянская молодежь дала урок демократии самозванным “учителям”, потребовав убраться из страны и перестать лицемерием и ложью прикрывать диктатуру, ибо демократии, как любви и беременности не может быть больше или меньше - она либо есть, либо ее нет. Если после этого снова услышите об “инспирированной Западом оранжевой революции”, подумайте собственной головой. Когда трагически известные миру Спитак и Гюмри, а с ними еще семь из десяти районных центров страны, даже по “официальным” результатам, голосуют за Раффи и против Сержа, а в Ереване лишь при помощи подневольных голосов армии, полиции да еще ночных “вбросов правильных бюллетеней” господин Саркисян выцарапывает свою пиррову “победу”, то значит он опять не извлек уроков из прошлого.

А прошлое наступает на него из будущего – я пишу это за пару дней до пятой годовщины трагического расстрела народных демонстраций протеста 1 марта 2008 года, как раз после первого “избрания” Сержа Саркисяна таким же бандитским способом. Тогда, пять лет назад, впервые в истории армянского народа государство стреляло в собственных граждан и убило 10 из них. За пять лет никто не наказан за это. Такое не забывается и не прощается народом, обожженном Геноцидом. Есть еще желающие порассуждать о “западных политтехнологиях”? Впрочем, технологии старые, известные еще со времен Салтыкова-Щедрина: “держать и не пущать”. А кстати, куда именно “не пущать”? Что, неужели кто-то всерьез беспокоится, что Армения побежит вступать в НАТО? Где уже полвека находится Турция, отгрызшая пол-Кипра и вооружающая Азербайджан... Кто-то всерьез считает, что Армения, всего лишь 30 лет спустя после полуторамиллионных потерь Геноцида положившая еще четверть миллиона жизней армянских солдат на алтарь общей Победы над фашизмом, давшая трех маршалов и одного адмирала, сегодня продаст память и совесть за трубу с нефтью или газом? Дело-то обстои как раз наоборот, это Россия-матушка, щедро прощающая сотни миллиардов долларов долга Ливии и Египту, Анголе и Кубе, вдруг решила в оплату 100 миллионого должка “конфисковать” у братской у Армении для своих частных фирмочек заводы и АЭС, железную дорогу и телефонную связь, с легкой руки “верных и надежных” союзничков - Кочаряна и Саркисяна. И продажа ударных вертолетов и мобильных С-300 Азербайджану, грозящему нам войной, тоже годами идет не с Запада, а с Севера! Такие вот западные неоколониальные технологии...

Первые послевыборные публикации о ситуации в Армении в русских СМИ до тошноты напомнили ложь и бред советской прессы 25-летней давности о карабахских событиях. Выбор местных “корреспондентов” из лиц и масок, сменивших несколько партий и хозяев за последние годы и позорящих не столько свою страну, сколько своих “заказчиков”, свидетельствует лишь об одном – в братской России так и не удосужились выучить уроков армянского, о которых знали лучшие русские писатели – от пушкинского “Путешествия в Арзрум” до мандельштамовского “Путешествия в Армению”, от “Армении” Андрея Белого до “Уроков Армении” Андрея Битова. В чем этот урок? В непреклонном стремлении к свободе и справедливости, в сохранении национального достоинства в условиях несвободы и несправедливости.

25 лет назад, в феврале 1988 года карабахское движение в Армении дало начало вовсе не “распаду великой страны”, как до сих пор кликушествуют великовозрастные недоросли, а трудному взрослению шестой части земной суши, которая должна-таки научиться тяжелому ежедневному труду - бороться за человеческое достоинство, за ценность каждой жизни, за нашу и вашу свободу. Четверть века назад в России это осознали лучшие русские интеллигенты, от Солженицына и Сахарова до Старовойтовой, Дудина и Чичибабина, а часть из них составила “КРИК” – Комитет Российской интеллигенции за Карабах. Многих из них больше нет – к нашему общему несчастью. Но четверть века спустя в Армении, после полуторадесятилетнего перерыва, вновь поднимается голос народа – глас Божий. Это и есть новый урок Армении, урок армянского, который придется выучить и выслушать, чтобы понять, что происходит в Армении сейчас. Если Раффи Ованнисян плохо говорит на русском, это вовсе не значит, что происходящее в Армении так непонятно и, значит, враждебно. Армяне – народ переводчиков, знающий множество языков. Мы переведем. Главное, нужно понять – где прошлое и где настоящее. Тогда станет яснее и наше общее будущее.


Тигран Хзмалян